"М. Булгаков в кино": к 125-летию со дня рождения

Экранизация произведений писателя

Михаил Афанасьевич Булгаков (15 мая 1891, Киев, — 10 марта 1940, Москва) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто (более 100 различных произведений). Кинематограф не мог пройти мимо своеобразных, булгаковских сюжетов. Впервые Булгакова экранизировали через 30 лет после его смерти. На данный момент существует около 40 его экранизаций в России и за рубежом. На выставке представлены книги, послужившие материалом для фильма. Экранизация литературных произведений всегда вызывает интерес, позволяет увидеть «наяву» любимых героев, пережить снова те же эмоции, которые возникли при прочтении книги. Интересно посмотреть на произведение глазами режиссера, актеров.

"Бег"

Пьеса написана в 1926-1927 годах, состоит из 4 действий, 8 снов.  1920 год. Гражданская война на Юге России близится к завершению. После наступления Красной Армии в Крыму начинается исход всех, кто искал спасения от «окаянных дней» (по словам Ивана Бунина) революции. В этом страшном течении оказываются рядом самые разные люди — беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов. Выброшенные в «тараканьи бега» стамбульской эмиграционной жизни, русские интеллигенты теряют почву под ногами. Последним шансом спасти Серафиму становится поездка Голубкова и генерала Чарноты в Париж — на розыски её сбежавшего мужа. Поездка приводит к поразительным результатам…

В 1970 году снят двухсерийный кинофильм режиссёров А. Алова и В. Наумовым, снятый по мотивам произведений «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море». В ролях Л. Савельева (С. Корзухина), А. Баталов (С. Голубков), М. Ульянов (Г. Чарнота), Т. Ткач (Л. Корсакова), В. Дворжецкий (Р. Хлудов), Е. Евстигнеев (П. Корзухин) и др. Также были по этой пьесе были сняты телефильмы в Югославии (1968 год), режиссер З. Шотра и во Франции (1971 год), режиссер Ф. Жулиа.

"Белая гвардия"

Первый роман Михаила Булгакова. Описываются события гражданской войны на Украине в конце 1918 года. Роман повествует о семье русских интеллигентов и их друзьях, которые переживают социальный катаклизм гражданской войны. Роман во многом автобиографичен, почти у всех персонажей есть прототипы — родственники, друзья и знакомые семьи Булгаковых. Декорациями романа стали улицы Киева и дом, в котором жила семья Булгаковых в 1918 году. Хотя рукописи романа не сохранились, булгаковеды проследили судьбу многих прототипов персонажей и доказали почти документальную точность и реальность описываемых автором событий и персонажей. Описывается процесс разрушения мира русской интеллигенции. Произведение задумывалось автором как масштабная трилогия, охватывающая период гражданской войны. Произведение послужило источником для пьесы «Дни Турбиных» и последующих нескольких экранизаций.

В 2011 году режиссер С. Снежкин снял одноименный телесериал. В главных ролях: К. Хабенский (А. Турбин), М. Пореченков (В. Мышлаевский), Е. Дятлов (Л. Шервинский), А. Зибров (А. Студзинский), С. Брюон (Лариосик), Н. Ефремов (Н. Турбин).

"Дни Турбиных"

Эта пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия» в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году.

Конец 1918-го, в разгаре гражданская война. На Украине еще хозяйничают немцы и гетман, а вокруг Киева рыщут петлюровцы. Но уже приближаются к украинской столице войска красных. Для семьи Турбиных, как и для всего русского офицерства, дворян, это было время мучительных раздумий и решений, время трагических потерь… 

3-х серийный художественный фильм снят в 1976 году режиссером В. Басовым. В главных ролях А. Мягков (А. Турбин), А. Ростоцкий (Н. Турбин), В. Титова (Е. Тальберг), О. Басилашвили (В. Тальберг), В. Басов (В. Мышлаевский), В. Лановой (Л. Шервинский) и др.

"Записки юного врача" и "Морфий"

В цикл «Записки юного врача» (1925 год) входят рассказы «Полотенце с петухом», «Стальное горло», «Тьма египетская», «Вьюга» и другие. В 1927 году опубликован рассказ «Морфий». По тематике он отчасти примыкает к «Запискам юного врача». «Полотенце с петухом». Молодой неопытный врач приезжает на свой участок в деревню. После знакомства с персоналом больницы ему предстоит первое серьёзное испытание — ампутация ноги у деревенской девушки. Несмотря на неуверенность и отсутствие опыта у молодого доктора, ампутация удается блестяще, девушка остается жива и впоследствии дарит врачу полотенце с вышитым на нём петухом (отсюда и название рассказа). «Стальное горло». Врач делает трахеотомию маленькой девочке, больной дифтерией. В рассказе отражены малограмотность и суеверность деревенских людей того времени, долго не разрешавших делать операцию девочке. После успешной операции и выздоровления девочки Лиды по деревням пошли слухи о том, что молодой доктор вместо настоящего горла вставил ей стальное. «Вьюга». Описывается поездка врача ночью в метель в другую деревню на помощь такому же молодому доктору, не знающему что делать с женщиной, разбившей себе голову при падении с лошади. Из-за позднего приезда спасти женщину не удаётся — это первый пациент, умерший у главного героя. «Тьма египетская». Описываются быт и нравы деревенских жителей того времени — их малограмотность, суеверность, склонность доверять больше местным бабкам-знахаркам, нежели докторам. Главная сюжетная линия — рассказ про мельника Худова, больного малярией и решившего принять сразу все лекарства, прописанные врачом, дабы «не валандаться по одному порошочку в день. Сразу принял — и делу конец». "Морфий». Вся история является воспоминанием врача Бомгарда о 1917 годе. Большую часть рассказа Бомгард читает дневник своего покойного друга, врача Полякова, который стал морфинистом. 

В 1991 году по мотивам рассказов режиссер М. Якжен снял художественный фильм «Записки юного врача». В ролях А. Никитинских (Бомгард), А. Маслов (Поляков) и др. Пролог. Прифронтовой участок Первой мировой. Некий санитар пробирается через болото в поисках раненых… Россия. 1914 год. Недавно окончившие университет Владимир Бомгард и его однокурсник Сергей Поляков добираются до мест своей службы. Больница, в которую попал Бомгард, содержится в порядке усилиями ушедшего на фронт предыдущего врача Леопольда Леопольдовича и прочего персонала. При помощи повидавшего виды за 30 лет фельдшера Демьяна Лукича, Бомгард набирается практического опыта и постепенно привыкает к жизни в захолустье. Его коллеге Полякову это удаётся меньше, и от тоски он делается морфинистом, а потом и вовсе стреляется. Бомгард в 1917 году отправляется на войну. Вероятно, именно его мы видим в повторяющихся в финале фильма кадрах из пролога. В 2008 году режиссер А. Балабанов снял художественный фильм «Морфий» по мотивам рассказов. В главных ролях: Л. Бичевин (М. Поляков), И. Дапкунайте (Анна Николаевна), С. Письмиченко (Пелагея Ивановна), А. Панин (А. Демьяненко) и др. В 2012 году режиссер А. Хардкасл (Великобритания) создал одноименный телесериал. В ролях Дж. Хэмм (повзрослевший врач), Д. Рэдклифф (юный врач).

"Иван Васильевич меняет профессию"

Пьеса создана в 1934—1936 годах на основе пьесы «Блаженство». При жизни автора не ставилась и не публиковалась (впервые опубликована в 1965 году).  Инженер Николай Тимофеев делает в квартире в Москве машину времени. Неожиданно инженера бросает жена Зина. Тимофеев относится к этому равнодушно. К нему заходит управдом Бунша-Корецкий с требованием заплатить за квартиру. Тут инженер поворачивает ключ в аппарате, и стенка исчезает. В комнате соседа Шпака сидит вор Жорж Милославский. Тимофеев открывает портал во времена Москвы XVI века. Испугавшись, Иван Грозный бросается в современность, а Бунша и Милославский, захваченные вихрем, попадают в прошлое. Машина ломается. Буншу опричники принимают за царя. Режиссёр Якин изменяет Зине, из-за чего чуть не гибнет от царской руки. Милославский отдает послу Швеции Кемь. Бунша напивается. В конце концов, вор и управдом спасаются от опричников и возвращаются в современность, где их арестовывает милиция (царь обидел Шпака). Во второй редакции всё это оказывается сном инженера, сморённого работой, кроме одной детали — Шпака действительно обокрали, пока Тимофеев спал.

В 1973 году по мотивам пьесы режиссером Л. Гайдаем снят художественный фильм. В ролях Ю. Яковлев (Бунша/Иоанн Васильевич Грозный), Л. Куравлев (Ж. Милославский), А. Демьяненко (инженер Тимофеев) и др.

"Красная корона"

Рассказ впервые опубликован в 1922 году, имеет подзаголовок «Historia morbi» (история болезни — лат.) Повествование ведётся от лица душевнобольного рассказчика, которого преследуют потрясения недавней гражданской войны на Украине. Рассказчика мучает чувство вины перед погибшим в бою братом, вольноопределяющимся Белой Армии, и горечь невысказанного протеста при казни рабочего в Бердянске. 

По мотивам рассказа снят художественный фильм «История болезни» режиссером А. Праздниковым. В главных ролях: А. Галибин, В. Захаров, А. Шуранова, А. Романцов. Ночью в больнице слышатся шаги. Дверь палаты. Здесь лежит офицер, контуженный на фронте. Он получил удостоверение, что находится под покровительством врача и никто не может его взять. И вот он лежит и вспоминает. Мать провожает его на фронт и просит найти младшего брата, который ушел в училище когда на улицах стреляли, и она не знает, что с ним. И тоскует. И он поклялся, что приведет его живым. 

"Красный остров"

В 1991 году режиссер А. Фенько снял художественный фильм по мотивам произведений «Багровый остров», «Театральный роман», «Иван Васильевич», «Мольер», «Дьяволиада». В главных ролях: А. Феклистов, А. Болтнев. Проснувшийся с похмелья писатель пишет предсмертную записку, собираясь застрелиться, но тут к нему является Мефистофель в виде редактора и просит дать почитать рукопись нового романа.

"Мастер и Маргарита"

Работа над романом началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти писателя. Роман относится к незавершённым произведениям; редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя — Елена Сергеевна. Первая версия романа, имевшая названия «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие, была уничтожена Булгаковым в 1930 году. В последующих редакциях среди героев произведения появились автор романа о Понтии Пилате и его возлюбленная. Окончательное название — «Мастер и Маргарита» — оформилось в 1937 году. Первая публикация произведения в сокращённом виде была осуществлена в 1966—1967 годах (журнал «Москва», предисловие Константина Симонова, послесловие Абрама Вулиса). В СССР книжный вариант увидел свет в 1973 году (издательство «Художественная литература», тираж 30.000 экземпляров).

Произведение неоднократно экранизировано и инсценировано: в 1972 году телефильм «Пилат и другие» по мотивам романа (ФРГ) — режиссер А. Вайда, одноименный художественный фильм (Югославия, Италия) — режиссер А. Петрович; в 1989 году одноименный 4-х серийный телефильм (Польша) — режиссер М. Войтышко; в 1991 году в Великобритании снят телефильм «Инцидент в Иудее»; в 2005 году режиссер И. Фекете снял короткометражный фильм (Венгрия), в 2010 году был снят анимационный фильм (Израиль) В России впервые одноименный художественный фильм вышел в 1994 году — режиссер Ю. Кара. В ролях: А. Вертинская (Маргрита), В. Раков (Мастер), Н. Бурляев (Га-Ноцри), М. Ульянов (Понтий Пилат), В. Гафт (Воланд), А. Филиппенко (Коровьев-Фагот) и др. В 1996 году режиссер С. Десницкий снял одноименный телеспектакль. В 2005 году режиссер В. Бортко снял одноименный телесериал. В главных ролях: О.Басилашвили (Воланд), А. Ковальчук (Маргарита0, А. Абдулов (Коровьев-Фагот), К. Лавров (Пилат), С. Безруков (Иешуа Га-Ноцри), и др.

"Роковые яйца"

Повесть «Роковые яйца» (1925 год) - произведение фантастическое и, вместе с тем, ужасающе реалистичное. Вы насладитесь атмосферой и духом повести, воплощенными в емком, многогранном «булгаковском» языке, яркой игре аллегорий и смысла, горьковатом и беспощадном юморе. Ученый Персиков разрабатывает луч жизни, способный многократно ускорять развитие живых существ. Этим открытием собирается воспользоваться заведующий совхозом Александр Семенович Рокк. Он выписывает из-за границы ящики куриных яиц. Вследствие роковой ошибки в совхоз присылают яйца змеи, крокодилов и страусов, которые расплодились, выросли до невероятных размеров и двинулись на Москву...

В 1977 году итальянский режиссер Уго Грегоретти снял одноименный телефильм. В 1995 году выходит совместный художественный фильм (Россия, Чехия), режиссер С. Ломкин. В главных ролях: О. Янковский (В. Персиков, А. Толубеев (А. Рокк), М. Козаков (Воланд).  В 2003 году режиссер Е. Гамбург снял анимационный фильм «Хорошо забытое старое». Роли озвучивают: И. Муравьева, Е. Весник, П. Винник, А Пожаров.

"Собачье сердце"

Написана в 1925 году, впервые повесть была опубликована в 1987 году в 6-м номере журнала "Знамя". Москва, декабрь 1924 года. Выдающийся хирург профессор Ф.Ф. Преображенский достиг замечательных результатов в омоложении. Продолжая исследования, он задумал небывалый эксперимент — операцию по пересадке собаке человеческих органов. В качестве подопытного животного был выбран бездомный пёс Шарик. Результаты операции превзошли все ожидания — Шарик постепенно начал принимать человеческий облик! Но тут же выяснилось, что он стал грубияном и пьяницей, подобно донору пересаженных органов. Тем временем Шарик попадает под влияние коммунистического активиста Швондера, выдавшего Шарику документы на имя П.П. Шарикова, устроил его работать в службе отлова и уничтожения бездомных животных (в «очистке») и вынудил профессора прописать Шарикова в своей квартире. Шариков начинает грубить профессору, развязно вести себя дома и приставать к прислуге. В конце концов дошло до того, что Шариков написал донос на профессора и доктора Борменталя. И ожидая только ухудшения ситуации, профессор решил сделать обратную операцию, он пересадил Шарикову собачий гипофиз, и тот постепенно начал утрачивать человеческий облик и снова превратился в собаку.

Художественный фильм снят в 1988 году режиссером В. Бортко. В главных ролях: Е. Евстигнеев (профессор Преображенский, Б. Плотников (доктор Борменталь), В. Толоконников (Шариков) и др. В 1976 году в Италии был снят художественный фильм режиссером А. Латтуада.

"Театральный роман"

«Театральный роман» («Записки покойника») - книга весьма необычная. Толчком к созданию этого булгаковского шедевра послужил конфликт Булгакова с главным режиссером МХАТа К.С. Станиславским по поводу постановки пьесы «Кабала святош». Поэтому «Театральный роман» содержит далеко не добрые шаржи как на Станиславского (в романе - Иван Васильевич) и Немировича-Данченко (Аристарх Платонович), так и на многих других сотрудников МХАТа («Независимый театр»). В произведении воссозданы многие драматические и комические моменты репетиций в театре. 

В 2003 году режиссеры О. Бабицкий и Ю. Гольдин сняли одноименный художественный фильм. В главных ролях: И. Ларин (Максудов), М. Суханов (Иван Васильевич/Петр Бомбардов).